Теория запчастей
     
 

Автомобильные аккумуляторные батареи.

12-вольтовая батарея содержит 6 включенных последовательно аккумуляторов. Аккумуляторы размещены в разделенных ерегородками ячейках полипропиленового корпуса (моноблока) батареи.
Каждый аккумулятор содержит блок положительных и отрицательных электродов. Между электродами различной полярности, свинцовые решетки которых обмазаны активной массой, установлены сепараторы из непроводящего ток микропористого материала. Сепараторы изготовляют из полиэтилена в форме конвертов, которые одевают на положительные или отрицательные электроды. Полюсные выводы, межэлементные перемычки и соединяющие электроды баретки изготовляют из свинцовых сплавов. Полюсные выводы имеют различный диаметр, причем положительный вывод всегда толще отрицательного, что должно предотвращать ошибки при подключении батареи к электросети. Межэлементные перемычки проходят через отверстия в перегородках между ячейками моноблока.
Изготовляемый из кислотоупорного и непроводящего ток материала (полипропилена) моноблок образует корпус аккумуляторной батареи. На днище моноблока предусмотрены крепежные выступы. Сверху моноблок закры вается крышкой.

аккумулятор ауди\фольксваген

Образующие батарею аккумуляторы соединяются последовательно посредством межэлементных перемычек. Таким образом обеспечивается нужное напряжение на выводах батареи. При этом отрицательный вывод одного аккумулятора соединяется с положи тельным выводом соседнего аккумулятора.

устройство аккумулятора

В качестве заливаемого в батарею электролита используется разбавленная водой серная кислота, которая заполняет свободные объемы ячеек и проникает в поры активной массы электродов и сепараторов. У батарей прежних конструкций каждая ячейка снабжалась резьбовой пробкой, которая использовалась для заливки электролита, выполнения операций по уходу и для отвода образующегося при эксплуатации батареи гремучего газа. У современных безуходных батарей пробки отсутствуют или они закрыты
сверху. Отвод газов у этих батарей производится через центральную систему вентиляции.

Все автомобили концерна VW за исключением моделей Audi A8, Audi A6 и Audi A4 комплектуются аккумуляторными батареями с жидким электролитом. Эти батареи оснащены индикатором, по цвету которого можно судить о степени заряженности батареи и об уровне электролита в ней.
Для предварительной оценки состояния батареи вполне достаточна индикация в одной ячейке.
Перед использованием индикатора необходимо осторожно постучать по нему ручкой отвертки.
При этом пузырьки воздуха, которые могут помешать наблюдению, поднимутся вверх. В результате цвет глазка индикатора будет виден более четко.

индикатор аккумулятора vw/audi

При заряде батареи плотность электролита увеличивается прежде всего вблизи электродов. Выше электродов она начинает повышаться в результате процесса диффузии. Индикатор реагирует, однако, на плотность электролита над электродами, что может привести в отдель- ных случаях к ошибочным выводам. Несмотря на полный заряд батареи индикатор может оставаться черным. Это объясняется тем, что электролит повышенной плотности не успел перемешаться с электролитом малой плотности. Процесс перемешивания за счет диффузии может затянуться на несколько дней. Поэтому окончательную оценку состояния батареи следует делать по результатам измерений,проводимых с помощью тестера VAS 5097 A.

Глазок индикатора может окрашиваться в следующие три цвета:

Зеленый цвет индикатора свидетельствует
о достаточной степени заря женности батареи (>65%) и ее исправности.

индикатор аккумулятора-зелёный

Черный цвет индикатора свидетельствует
о недостаточной степени заря женности батареи (<65%) и необходимости ее подзаряда.

индикатор аккумулятора-чёрный

Желтый или бесцветный глазок индикатора
свидетельствуют
о слишком низком уровне электролита и необходимости замены батареи.

индикатор аккумулятора-жёлтый

Допустимый наклон батареи
У некоторых автомобилей приходиться накло нять батарею при ее снятии и установке. Используемые концерном VW батареи допускают не только наклон, но и кратковременное переворачивание батареи без вытекания электролита.
При использовании батарей других фирм не исключена опасность вытекания электролита при их наклоне.

Маркировка аккумуляторных батарей
Чтобы однозначно и точно оценить свойства аккумуляторной батареи и ее назначение, необходимо знать следующие параметры:

 

маркировка аккумулятора audi/volkswagen

Безуходные батареи с пробками.
Эти батареи можно легко отличить от других по индикатору и заклеенным пробкам ячеек. Чтобы долить воду в ячейки, следует снять
пленку с пробок.

необслуживаемый аккумулятор фольксваген

Не следует снимать с батареи пленку со специальными указаниями!

Безуходные батареи без пробок.
Эти батареи снабжены индикатором, а пробки ячеек у них выполнены за одно целое с общей крышкой.
Крышка устанавливается на батарею в процессе производства, а именно, после заливки ее электролитом.

необслуживаемые аккумуляторы ауди

Крышку нельзя снимать, так как при этом неизбежно повреждение батареи, приводящее к ее полной непригодности.

Установка батареи в подкапотном пространстве.
Если по каким-либо конструктивным соображе ниям батарею установили слишком близко к двигателю или к излучающим тепло агрегатам, срок ее службы может быть сокращен из-за действия высоких температур. При этом усиливается коррозия положитель ных электродов, повышается потеря воды и увеличивается саморазряд.
Чтобы уменьшить нагрев батареи, часто раз мещают ее в пластмассовом контейнере. В особо сложных по нагреву случаях дополнительно применяют теплоизолирующий кожух. Некоторые считают, что такой кожух может защитить батарею от переохлаждения.
Это мнение неверно.

установка аккумулятора ауди\фольксваген

Установка батареи в средней части кузова или в багажнике.
Для размещения в средней части кузова пригодны батареи с жидким электролитом, допускающие большие наклоны, или батареи типа
AGM. При этом обычно применяют газоотводную трубку.
Если автомобиль перевернулся и лежит на крыше, из батареи может вытечь электролит.
При этом возникает опасность поражения пас сажиров кислотой. Вероятность таких последствий существенно снижается применением
батарей, допускающих большие наклоны, или непроливаемых батарей.

•При этом для замены необходимо подбирать батареи с такими же свойствами. Задача упрощается, если используются Оригинальные батареи VOLKSWAGEN.
•Не следует также забывать, что в вентиля ционное отверстие батареи должна быть вставлена газоотводная трубка.

Безопасная клемма.
Батарея снабжается безопасной клеммой, если она подлежит установке в средней части кузова или в багажнике автомобиля. Длинный кабель, соединяющий батарею со стартером, может
быть причиной пожара из-за его повреждения при аварии.
Поэтому при срабатывании подушки безопасности производится отключение кабеля к стартеру от положительного вывода батареи.
Питание остальной бортовой сети сохраняется, так как при аварии необходимо сохранение работоспособности аварийной сигнализации и
освещения. Отключение кабеля от положительного вывода
производится отстрелом его наконечника. Случайное возобновление соединения наконечника кабеля с выводом батареи предотвращается уловителем с двумя захватами. Подобные безопасные клеммы применяются на автомобилях Lupo 3L и Phaeton.

безопасная клемма аккумулятора volkswagen/audi

Блок безопасной клеммы с наконечником кабеля ремонту не подлежит. При повреждении его следует заменять в сборе.

Факторы, влияющие на энергетический баланс.
Энергетический баланс бортовой сети автомобиля определяется соотношением емкости аккумуляторной батареи, мощности потреби_
телей электроэнергии и мощности генератора. Он в значительной степени зависит от передаточного отношения привода генератора,
частоты вращения вала двигателя на холостом ходу и режима эксплуатации автомобиля.
Автомобильная аккумуляторная батарея представляет собою как бы резервуар, из которого черпают энергию различные потребители.
Поэтому она должна постоянно подзаряжаться от аккумулятора. Если потребление электроэнергии превышает ее поступление, происходит постепенный разряд батареи.

•Идеальным для нормального энергетичес кого баланса является соответствие расхода энергии ее подводу.
•Нормальный энергетический баланс может быть нарушен подключением дополнитель но установленных потребителей или
экстремальными режимами эксплуатации автомобиля.

•Таким образом на энергетический баланс наибольшее влияние оказывают суммарное потребление энергии и индивидуальные
условия эксплуатации автомобиля.

Благоприятная ситуация:
питание фар дальнего света. Дальний свет используется главным образом при движении автомобиля на загородных дорогах с большими скоростями и с высокой частотой вращения вала двигателя, а также при малой интенсивности дорожного движения.
При движении в городе, для которого характерна работа двигателя с низкой частотой вращения и большой долей холостого хода, а
также высокая плотность движения, дальний свет не используется.
Подобные потребители не создают проблем, так как они используются преимущественно при достаточно высоких частотах вращения
вала двигателя.
При этом генератор обеспечивает как питание потребителей, так и заряд батареи.

эксплуатация аккумулятора

Неблагоприятная ситуация:
питание противотуманных фар. Менее благоприятные обстоятельства имеют место при одновременном питании таких потребителей, как противотуманные фары, наружное освещение и, например, обогреватель заднего стекла. Эти потребители используются преимущественно при низких частотах вращения вала двигателя, при которых генератор не может отдавать полную мощность. Туман побуждает к снижению скорости автомобиля. Также при встречном движении противотуманные фары не выключаются и действуют достаточно долго.

эксплуатация аккумулятора ауди

Бортовая сеть с двумя батареями.
У автомобилей с 2_батарейной бортовой сетью одна батарея служит исключительно для пуска двигателя, а другая обслуживает остальных
потребителей электроэнергии. Бортовая сеть автомобиля Phaeton включает в себя стартерную батарею (A), сетевую батарею
(A1), реле параллельного включения и блок контроля бортовой сети.
Стартерная батарея подключена только к цепи стартера, а сетевая батарея обслуживает 12_вольтовую бортовую сеть автомобиля.
Благодаря этому разделению функций пуск двигателя обеспечивается даже при разряженной сетевой батарее. В процессе эксплуатации стартерная батарея принимает оптимальный ток заряда посредством преобразователя постоянного напряжения (DC/DC). У автомобиля Touareg (с двигателем V10 TDI) блок управления бортовой сетью выполняет функции блока ее контроля. Система нергоснабжения этого автомобиля также обеспечивает пуск двигателя при разряженной сетевой батарее. Однако, заряд стартерной батареи производится только при избытке подаваемой в сеть энергии, так как преобразователь напряжения отсутствует.

volkswagen

Взаимодействие батареи и генератора.
Чтобы обеспечить надежную работу системы энергоснабжения, необходимо привести в соответствие мощность генератора, емкость
аккумуляторной батареи и мощность потребителей электроэнергии.
Размеры, тип и конструкция автомобильного генератора выбираются из условия, что он должен не только питать потребителей, но и
заряжать аккумуляторную батарею.
Современные генераторы вырабатывают переменный ток, а электроприборы автомобиля, включая электронику, работают на постоянном токе. Преобразование переменного тока в постоянный производится посредством встроенных в генератор выпрямителей.

взаимодействие аккумулятора и генератора

Действие высоких температур.
При повышении температуры аккумуляторной батареи ускоряются протекающие в ней химические процессы.
•Отдаваемая батареей мощность повышается благодаря снижению вязкости электролита. При этом емкость батареи несколько возрастает.
•При этом, однако, электроды подвергаются усиленному воздействию кислоты, которая вызывает повышенную коррозию их решеток.
•При повышении температуры усиливается процесс химического саморазряда батареи.

Действие низких температур.
При понижении температуры разрядная емкость батареи уменьшается. При этом повышенная вязкость электролита приводит к замедлению
химических процессов.
Поэтому не следует экономить на емкости батареи. В противном случае при низких температурах батарея не обеспечит прокрутку двигателя с необходимой для его пуска частотой вращения.
Чем больше разряжена батарея, тем меньше плотность ее электролита. При этом повышается температура его замерзания.
У глубоко разряженной батареи электролит может замерзнуть уже при 0°C!

разряд батареи volswagen/audi

Замерзший электролит.
При замерзании электролита батарея становится непригодной к дальнейшему использованию.

Внимание!

•Замершую батарею не следует пытаться зарядить, так как электролит при этом склонен к разбуханию.
•В руководствах по эксплуатации автомобилей VOLKSWAGEN настоятельно указывается, что замершие батареи подлежат обязательной замене.
При замерзании электролита увеличивается его объем, в результате чего в моноблоке могут образоваться микротрещины.
Выступающий через них электролит может нанести существенный вред кузову!

Холодный пуск.
Холодный пуск вызывает очень большую нагрузку на батарею. Увеличение нагрузки происходит по следующим трем причинам:
•Из-за повышенной вязкости моторного масла при низких температурах возрастает сопротивление прокручиванию двигателя.
Поэтому на привод стартера расходуется большая энергия.
•При низких температурах повышается внутреннее сопротивление батареи, что приводит к существенному снижению отдаваемой ею мощности.
•При пониженных температурах батарея заряжается не полностью.
Чтобы обеспечить максимальную отдачу батареи при холодном пуске, необходимо поддерживать ее в хорошем состоянии.

Подзаряд батареи
При длительном хранении автомобилей их батареи разряжаются током, который потребляется работающими в режиме ожидания неотключаемыми приборами, а также в результате изменения температурного состояния самих батарей.
Поэтому степень заряженности таких батарей постепенно снижается.
•Чтобы не допустить разряд батарей у автомобилей, находящихся на длительном хранении, производится их подзаряд, при котором должна компенсироваться потерянная энергия.
•Для поддержания батареи в полностью заряженном состоянии используют зарядное устройство, которое создает постоянное
напряжение на минимальном для заряда уровне.

Панель солнечных батарей VAS 6102
Панель солнечных батарей VAS 6102 способна постоянно компенсировать потери энергии, связанные с саморазрядом или питанием приборов автомобиля, находящихся в режиме ожидания.
Эта панель устанавливается за задним стеклом и соединяется с аккумуляторной батареей через гнездо прикуривателя.
Электроэнергии, получаемой в панели в результате преобразования солнечной энергии, обычно хватает для пополнения заряда батареи.
При неблагоприятных условиях можно включить параллельно до трех таких панелей.

панель солнечных батарей для фольксваген

 

 

установка панели солнечных батарей для фольксваген

 

Замена батареи
Порядок операций, выполняемых при замене батареи, может отличаться у автомобилей конкретных моделей. Однако, действуют некоторые общие правила, которых нужно непременно придерживаться при замене батарей на всех автомобилях.

Порядок снятия батареи с автомобиля
•Сначала следует проверить, не установленали на автомобиле защищенная кодом радиосистема. При ее наличии необходимо
вызвать программу снятия кода.
•Чтобы предотвратить падение напряжения в бортовой сети, необходимо подключить внешний источник тока, например, через
гнездо прикуривателя. При этом следует проследить, чтобы положительный провод не замкнул на "массу".
•Выключить зажигание.
•Открыть крышку теплозащитного контейнера (при его наличии).
•Снять с выводов минусовую, а затем плюсовую клеммы.
Никогда не следует отсоединять или подсоединять плюсовую клемму, если не снята минусовая клемма, так как при этом возникает опасность короткого замыкания.
•Необходимо убедиться, что предназначенная для установки на автомобиль новая батарея обозначена как Оригинальная батарея фирмы и имеет такие же размеры, как у заменяемой батареи.
•Чтобы обеспечить надежное крепление батарей на автомобилях последних лет выпуска, следует выбирать экземпляры с низким крепежным выступом. На этих автомобилях могут оказаться
переходные крепежные планки, которые следует удалить.
•Не следует смазывать полюсные выводы ввиду опасности ослабления крепления клемм.

 

установка аккумуляторной батареи фольксваген

 

Порядок установки батареи на автомобиль
•Чтобы исключить повреждения моноблока, необходимо одевать клеммы на полюсные выводы только от руки, не прилагая при этом
повышенных усилий.
•Болт клеммы следует затягивать моментом в
соответствии с указаниями, получаемыми через систему ELSA.
•Сначала следует одеть и закрепить клемму на положительном выводе, и только после этого можно подсоединить связанную с "массой" автомобиля клемму к отрицательному выводу батареи.
•Необходимо проследить, чтобы к батарее была подключена газоотводная трубка, если она предусмотрена ее конструкцией.
•У батарей без газоотводной трубки следует проверить, не заглушено ли расположенное на крышке отверстие центральной вентиляции.
•Проверить положение батареи на консоли кузова и взаимное положение выемок на выступах моноблока и выступов крепежных
планок с передней и задней стороны батареи.
•Болты крепежной планки следует затягивать моментом, о величине которого можно узнать через информационную систему ELSA.
Устанавливаемый в некоторых случаях переходник может при этом прогнуться.
•Затем следует установить на батарею теплоизолирующий кожух, крышки полюсных выводов, газоотводную трубку или газоотводную емкость и т. п.
•После подключения батареи к бортовой сети необходимо проверить и ввести в действие такие приборы, как радио, часы, электрические стеклоподъемники и т. п. При этом следует использовать указания,
приведенные в Руководстве по эксплуатации автомобиля и получаемые через информационную систему ELSA.
•В заключение следует вывести данные из памяти регистраторов неисправностей и при необходимости провести ремонтные работы.

Точные сведения о применении переходника крепежной планки можно найти в инструкции по установке заменяющей снятую батареи.

переходник для крепления аккумуляторной батареи ауди

варианты крепления аккумуляторных батарей ауди